воскресенье

К5: НЕРУССКИЙ МЕДВЕДЬ. Тест-Драйв Chevrolet Blazer K5

Ну кто же так рисует разметку на дороге? Мало того, что смывается буквально за пару месяцев, так еще и “кривизна” какая-то ненормальная - полосы просто ужом извиваются. И поэтому, когда едешь на большом автомобиле, нужно непрестанно следить, чтобы он не “вывалился” за пределы полосы. Вот и сейчас чуть расслабился, как “штурман” Таня Цырфа предупреждает: “Осторожнее, справа машинка”. Смотрю в зеркало… Хм, “машинкой” оказался Mitsubishi Pajero III! Впрочем, ничего тут странного нет: когда едешь в Chevrolet Blazer K5, все остальные - действительно “машинки”… 

Это был один из самых странных тестов в истории “АБw”. “Мы странно встретились, странно расстаемся…” Искали подготовленный внедорожник, а получили практически стандартный, но зато в военной спецификации. И даже больше: их оказалось два! Но ни один из них не получилось протестировать в полном объеме - помешали различного рода неисправности. Однако впечатлений все равно “выше крыши”!

Паспортные данные
Chevrolet Blazer K5Chevrolet Blazer K5
Называется этот автомобиль Chevrolet Blazer K5, что и записано в техпаспорте. Это же я ответил и “гаишнику”, остановившему нас за превышение скорости, и… соврал! Потому что если быть формалистом, то правильное название - CUCV М-1009. Но как это выговорить?
Объясню, откуда такие “разночтения”. Обозначение Blazer K5 - это “фамилия” полноразмерного внедорожника, выпускавшегося с 1969 по 1991 годы, а буквенно-цифровой индекс принадлежит военной модификации этого автомобиля, поступившей на вооружение американской армии в 1985 году. Кстати, позднее ему на смену заступил легендарный HUMVEE, в миру более известный как Hummer.

Наверное, с этого факта и нужно было начинать рассказ о К5 - было бы гораздо эффектнее. Хотя ему и так есть чем удивить. Например, объемом двигателей: в разные годы на К5 устанавливались бензиновые и дизельные моторы объемом от 4,0-6,5 литра. И среди них была только одна “шестерка”, совсем недолго продержавшаяся в производстве, остальные - исключительно V8!

Конструкция автомобиля традиционна для “кондового” внедорожника: рама, рессорные подвески, мосты, жестко подключаемый полный привод и понижающий ряд. Но имеются и некоторые технические “изыски” - например, передняя подвеска. Она рессорная, но рессора - пирамидального типа и в обычном рабочем положении имеет обратный прогиб. Выглядит несколько странно, но эффективно на все 100%: пирамидальная рессора “работает” в обе стороны, благодаря чему обеспечивает внушительные ходы колес. А для уменьшения кренов в поворотах на К5 установлен передний стабилизатор поперечной устойчивости.

Военная модификация М-1009 имеет некоторые отличия, обусловленные требованиями “заказчика”. У него два аккумулятора и два генератора, которые выдают на внутрисалонные розетки и разъемы напряжение 28V для питания военных приборов. При этом сам автомобиль “питается” обычными 12V.

Кроме того, на правой стороне фальшрешетки радиатора имеется специальная закрывающаяся “розетка” для… запуска танковых двигателей! На случай, если вдруг танковые аккумуляторы откажут. Там же, на решетке, имеются специальные инфракрасные излучатели, которые позволяют при использовании прибора ночного видения ехать вообще без света. Кстати, “свет” на военной версии устроен немного иначе, чем на гражданской. В салоне нет плафона освещения, а все электроприборы, не связанные с работоспособностью мотора, запитаны через специальный тумблер. Он позволяет одним нажатием обесточить все “лишнее”: указатели поворота, габаритные огни, подсветку панели приборов, фары и т.д.

Есть у “вояки” и другие особенности - вроде держателя для оружия в салоне или отбойника из 6-миллиметровой стальной полосы на переднем бампере, а также некоторые технические преимущества. В частности, военные модификации комплектуются только 3-ступенчатым “автоматом” против 4-ступенчатого в гражданской версии. Но зато у “вояки” в заднем мосту серийно устанавливается самоблокирующийся дифференциал Torsen. На этом предлагаю закончить знакомство и перейти непосредственно к тесту.

Скромность не в почете
М-да, размерчик, однако. Про Фрейда лучше не вспоминать. Стоя рядом с этим исполином, можно достать максимум до капота, который находится как раз на уровне крыши обычного автомобиля, а крыша самого К5 - на высоте около двух с половиной метров. И это только начало. Потом, сидя в салоне, с удивлением обнаруживаешь, что с водительского места почти невозможно дотянуться до пассажирской двери. Впереди виден необъятный, угловатый капот размером с половину бильярдного стола, а сзади - багажник, по объему превосходящий кузов грузопассажирской ГАЗели. Шок!

И ладно бы только для нас, влюбленных в “железо” автомобильных журналистов! Но Chevrolet Blazer K5 производит впечатление на всех, кто оказывается на расстоянии ближе 10-15 метров от него. Именно с такого расстояния, да еще в “окружении” легковушек и других внедорожников К5 “раскрывается” во всем своем величии.

А как он “раскрылся” в тесном редакционном дворике! Когда К5 появился на парковке, все автомобили словно съежились. Белый великан величаво проплыл мимо них, слово кит через стайку мальков, басовито громыхнул мотором и занял сразу два места, между делом наехав на 20-сантиметровый бордюр. Легкая прогазовка на “нейтрали” - и от утробного рыка восьмицилиндрового дизеля моментально взвыли десятки сирен сигнализаций припаркованных рядом автомобилей.

Забегаю в редакцию, коллеги как раз на планерке. “Ты на чем?” - “На танке!” Все ухмыльнулись, но уточнять никто не стал. Совещаемся, потом все вместе идем вниз, открываем дверь… Немая сцена. Лишь голос фотографа: “И вправду на танке”. И даже охрана, которая видит К5 только на мониторах видеокамер наблюдения, интересуется: что это за грузовик такой сегодня на тесте?

Racetruck
И вовсе не грузовик! Не совсем грузовик. И пусть вас не вводят в заблуждение ни мощные мосты, ни рессоры. На самом деле, как оказалось, по уровню ездового комфорта К5 даст фору многим современным внедорожникам. Разве что шумоизоляция у него подкачала, но оно и понятно: все-таки военная модификация, ничего лишнего.

Зато как он едет! Запускаешь мотор, и салон наполняется грохотом - нет, низкочастотным “дыханием”! - восьмицилиндрового дизеля. Вибраций, как ни странно, практически нет: только когда пару раз газанешь, машина начинает раскачиваться в такт подгазовкам. Ух, мощща! В предвкушении чего-то невероятного включаю “драйв”, и великан медленно отчаливает со стоянки.

Он невозмутимо, даже не шелохнувшись, съезжает с бордюра - такое ощущение, что этого бордюра просто не было под колесами! Медленно, на холостых оборотах, выворачиваю на дорогу, пытаясь по пути ничего не зацепить и никого не поддеть бампером - обзорность и в самом деле, как у танка. Шутка. Плохо контролируется только правый борт, а в остальном “квадратность” кузова очень даже помогает.

Рулевое управление, как и следовало ожидать, “невесомое”. Гидроусилитель настолько мощный, что даже замена стандартных покрышек на большие никак не повлияла на его работу - руль по-прежнему легкий, его и впрямь можно крутить одним пальцем. Правда, и информативность соответствующая: ни намека на то, куда едут передние колеса.
А вот с тягой здесь никаких проблем! Правда, нужно уметь ею пользоваться. Архаичный, но сверхнадежный 3-ступенчатый “автомат” допускает такие пробуксовки гидротрансформатора, что при незначительных добавлениях газа машина даже и не думает ускоряться. Увеличиваются только обороты двигателя, а эти две с половиной тонны железа как катились, так и катятся себе не спеша. Нет, здесь нужно по-другому, по-военному: полный вперед!
Вот так гораздо лучше. Если продавить длинноходную педаль газа хотя бы больше чем наполовину, V8 “взорвется” грохотом и с такой силой швырнет вперед машину, что поневоле задумаешься: а выдержит ли трансмиссия? Выдержит, это же военная машина, а значит, должна быть привычна к перегрузкам.
А вот пассажирам страшновато. Огромная махина несется вперед с диким грохотом - кажется, что она вот-вот оторвется от земли. Но нет, на своих огромных катках К5 стоит крепко, не замечая ни ям, ни колдобин. И он все еще разгоняется: примерно до 60 км/ч внедорожник “выстреливает” действительно быстро, ведь он набирает эту скорость на первой передаче. Потом, когда включается вторая, темп ускорения резко снижается, но все равно остается весьма приличным.

И ощущения, доложу я вам, при этом самые невероятные. Когда такой внушительный кусок металла с диким грохотом несется по дороге, чувствуешь себя как минимум Терминатором. Чувствуешь себя всесильным: невозмутимость и уверенность Blazer K5 передаются водителю, провоцируя его на какие-то странные поступки. Хочется прямо с ходу свернуть в поле, проскакать там пару километров по пашне, завалить несколько деревьев, пройти вброд речку, а потом, как ни в чем не бывало, вернуться на дорогу и поехать дальше. Т-р-р, что-то меня понесло. Пора ехать в карьер - “выпустить пар”.

Основы управления танком
“А с погодой повезло, дождь идет четвертый день”. Нам тоже повезло: в день теста второго К5 в карьере (у первого днем ранее возникли проблемы с системой охлаждения) все наши излюбленные off-road-препятствия представляли собой декорации к фильму-сказке “Снежная королева”. Все замерзло и покрылось льдом.

Поэтому управлять К5 в таких сложных условиях доверили Евгению Селиверстову - председателю внедорожного комитета БАФ, заядлому джиперу и просто хорошему человеку с большим жизненным опытом. По совместительству также являющемуся владельцем обоих Blazer K5, предоставленных на тест. Ему и карты в руки: о возможностях автомобиля Евгений знает не понаслышке, потому что постоянно эксплуатирует его на пересеченной местности, прокладывая или инспектируя трассы для внедорожных соревнований.
Что тут началось! Нам с фотографом повезло: зная или как минимум догадываясь о возможностях К5 в руках опытного человека, мы остались наблюдать это шоу снаружи. А вот Таня Цырфа, наивный человек, предпочла не мерзнуть, а покататься. Сделала она это зря - временами, в особо напряженные моменты, ее визг в карьере был слышен даже сильнее, чем рев V8.

Хотя по автомобилю было видно, что для него все происходящее - так, разминка. Ну подумаешь, ломануться на отвесный склон! Пару метров вверх почти по вертикальной стене - ну что тут такого? Или вот еще упражнение - переезд через бревно. Лично я бы даже на рессорном УАЗике не решился через него переехать, потому что даже если и не повиснешь, то трансмиссию можно основательно повредить. А для К5 - ничего особенного: поурчал мотором, продемонстрировал немыслимые ходы подвесок и без вывешивания перевалился через бревно.
Кстати, о ходах подвески: даже на снимках видно, как фантастически “скручиваются” мосты, не позволяя колесам вывешиваться. В действительности же иногда кажется, что у машины отломалась рессора - ходы подвесок, особенно на отбой, просто нереальные.

Точнее, рекордные. Chevrolet Blazer K5 является обладателем рекордного показателя индекса RTI среди серийных моделей. Этот индекс определяется следующим образом: автомобиль заезжает на рампу, расположенную под углом 20 градусов, до того момента, как его заднее колесо оторвется от земли - таким образом измеряется артикуляция подвесок. Пройденное расстояние соотносят к длине колесной базы - так получается индекс RTI. У Blazer K5 он составляет 0,69, а у ближайшего преследователя - 0,55. А чтобы вы оценили всю уникальность ситуации, скажем, что этим преследователем является… Land Rover Defender!

После этого у каждого, кто хоть немного понимает во внедорожниках, должны исчезнуть последние сомнения относительно возможностей Chevrolet Blazer K5, как они исчезли у нас. Если не мешают габариты и если речь идет не о топких болотах, соперничать с американской военной машиной под силу лишь специально подготовленным аппаратам. Серийным автомобилям и их водителям остается только завидовать.

ВЕРДИКТ “АБw”
После теста я, впечатленный возможностями и харизмой Chevrolet Blazer K5, загорелся было мыслью купить такой себе. А что? Если продать машину, одолжить еще денег… Масла в огонь подлил и тот факт, что мне удалось невероятное: найти в Беларуси К5, с которым за определенный “взнос” готов расстаться его хозяин!

Но “главвред” сломал мою мечту, как пластмассовый стаканчик. “Ты его не купишь, - сказал он и, предрекая мой следующий вопрос, добавил: - Потому что рассуждаешь здраво. Кураж пройдет, и ты сам поймешь, что такой автомобиль не для тебя. Чтобы ездить на К5 каждый день, нужно быть миллионером: машина все равно будет ломаться, а сколько стоят запчасти и где их искать - даже Владимир Гурьянов не знает”. Так оно в принципе и получилось.
Но этому Автомобилю (именно так, с большой буквы) я отдал свое сердце. Какие суперкары? Какие лимузины? Какие кроссоверы? С ними заранее знаешь, чего ждать, и у них еще нужно искать что-то выдающееся и запоминающееся, что произведет неизгладимое впечатление. А Chevrolet Blazer K5 - сам по себе шок. В хорошем смысле этого слова.

По материалам “Автобизнес-weekly”

Комментариев нет: