Речь, конечно же, не об Александре Фулиди -- знаменитом отечественном джипере, не раз летавшем на крыльях азарта к финишу соревнований. Речь о гусеничном внедорожнике, на котором спортсмен последнее время осваивал заполярные дали.Он был рожден катиться, но его заставили ползать. С российским "левшой", подковавшим японскую "блоху", встретился корреспондент "Автопилота".
АВТОПИЛОТ Как случилось, что известный гонщик-трофист стал заниматься "механическим авангардом"?
ФУЛИДИ Я с детства копался с железками, но всегда ненавидел примитивную работу -- отвинтить, привинтить, перебрать и так далее. Помню, после окончания ВТУЗа при Ленинградском металлическом заводе им. XX съезда КПСС я несколько лет занимался заготовкой и распиловкой леса под Питером. До вырубок приходилось добираться по полному бездорожью, и я угробил в этих лесах не одну машину, пока не купил старенький "шестидесятый" Land Cruiser. Провел небольшую доводку конструкции и, наверное, впервые ощутил "радость покорения бездорожья". Потом стал участвовать в соревнованиях и тогда уже всерьез занялся своим "Круизером". Проходимость ведь, как ты знаешь, зависит в основном от двух характеристик -- удельного давления на грунт и клиренса. Над этим я и работал: рисовал эскизы деталей, изготавливал их у знакомых на заводе, испытывал в гонках...
АВТОПИЛОТ А теперь твои изделия служат науке?
ФУЛИДИ Лазать на автомобиле по звериным тропам -- это действительно кайф. И мне повезло, потому что сегодня я это удовольствие могу совмещать с практической пользой. Вот недавно участвовал уже в четвертой экспедиции на Крайний Север. Коллеги решали геологические, историко-этнографические, экологические вопросы, а моей задачей было сделать так, чтобы они добрались до намеченной точки маршрута.
У нас довольно приличный парк высокопроходимой техники, которую мы сами "сочиняем" и доводим до ума. Смотри, это "Бобры" -- гусеничные вездеходы, участвовавшие почти во всех наших рейдах по Кольскому полуострову, Архангельской области. Могут использоваться практически для любых дорожных и внедорожных условий, разве что по воде не плавают.
АВТОПИЛОТ А почему на одном из них написано "Фунт"?
ФУЛИДИ "Фунт" -- это я.
АВТОПИЛОТ Емко! Теперь от консервативной клички автора перейдем к его творению. Изделие напоминает внебрачное дитя танка и внедорожника...
ФУЛИДИ Нет, это наш, законнорожденный. Зовут его "Хазар". Сначала был обычный Land Cruiser 80GX. "Хазаром" же он стал после того, как мы с ним хорошенько поработали. Провели бодилифт и лифтинг подвески для того, чтобы можно было установить колеса большего диаметра и ширины. Поставили восемь амортизаторов с увеличенным ходом и предохраняющими элементами, все сайлент-блоки заменили на полиуретановые. Спрятали под бампер сверхмощную лебедку. Установили автономную систему подогрева двигателя. Ну и, конечно же, бак на 160 л, что по бездорожью дает запас хода примерно 500--600 км. Понятное дело, шноркель -- воздухозаборник, выведенный на уровень крыши, чтобы речки вброд переходить...
АВТОПИЛОТ Ну, этим нас не удивишь. Гусеницы -- вот что интересно.
ФУЛИДИ Кто-то из наших ребят наткнулся в сетях на гусеничный движитель, который выпускает американская фирма Mattracks для внедорожников Ford. Сама идея -- поставить джип на гусеницы -- нас захватила. Но сначала мы решили проверить, а нет ли в родном отечестве чего-либо подобного? Провели серьезный патентный поиск и выяснили, что разработок на эту тему у нас навалом, причем есть даже гораздо лучшие, чем американские, но, к сожалению, ни одна из них не реализована. Так что американцы не открыли Америку -- хорошо сказал! -- в смысле изобретения. Они просто вложили деньги. Пришлось нам покупать движители за океаном. В принципе особой сложности в изделии нет. Все, что касается металлической части, мы легко могли бы сделать на своем оборудовании. Но вот армированная металлокордом резиновая гусеница -- вещь высокотехнологичная и требует специального оборудования. Словом, пришлось покупать.
АВТОПИЛОТ Если не секрет, сколько стоят такие "колеса"?
ФУЛИДИ Не секрет. За комплект движителей с доставкой и растаможкой мы заплатили $45 000. Искусство требует жертв.
АВТОПИЛОТ Но ведь "Тойота" -- не "Форд"...
ФУЛИДИ Меня один знакомый из Ставрополья спрашивал: "А можно ли эту штуковину на мой КамАЗ поставить? А то у нас в распутицу полевые работы останавливаются". Неразрешимых задач вообще не существует, если, конечно, они не выходят за рамки здравого смысла и законов физики. А в случае с "Хазаром" все оказалось не так уж и сложно. Мы убрали пороги, заменили бампер, усилили рулевые тяги, заменили стандартные детали поворотного кулака, поставили новый гидроусилитель, ну и еще кое-что по мелочи. Движители установили прямо на штатную ступицу. Кстати, они довольно увесистые -- один весит 195 кг, а чтобы установить комплект, нужно не менее двух человек и сорока минут времени. Естественно, в багажник они не входят, требуется как минимум двухосный прицеп типа "Тонар".
АВТОПИЛОТ И как это хозяйство едет?
ФУЛИДИ Непривычно. Отличается и от колесных, и от гусеничных машин. С одной стороны, рулевое управление, как у колесных. С другой -- непривычное переключение передач, так как нет выбега, как у гусеничных. "Хазар" хорош для ровного бездорожья: снег, лед, грунт и даже асфальт. По шоссе он развивает скорость до 75 км/ч. Правда, летом на асфальте надо через каждые 25 километров останавливаться, чтобы остудить резину на гусеницах. "Хазар" может лазать по склонам с углом больше 45 градусов и на ходу валить бампером деревья до 10 см в диаметре без вреда для себя. Но вот на кочках от преимуществ ничего не остается -- начинается сильная тряска, приходится фактически ползти, чтобы снизить дискомфорт. Но, если цель достойная, то до нее можно и доползти!
ТЕКСТ АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ
ФОТО АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО
Источник: журнал "Автопилот"
Комментариев нет:
Отправить комментарий