четверг

Land Rover Defender 83-93

Залез на самую верхотуру, захлопнул тяжелую дверь, врубил вторую, за ней пятую – и пошел. А там хоть трава не расти.
Большинство все-таки не понимает, что такое Defender. Думают, что это самый простенький из «лендроверов», самый спартанский, для самого экономного покупателя… Хотя какая экономия за $28 тысяч. Дело в том, что ни цена, ни технические характеристики не дают представления об этой машине. Чтобы понять, на ней надо ездить. Что «Газета.Ru», собственно, и сделала.

Defender, который сейчас продают в России, не безумно новый, последнее обновление было в 1999-м. Но в масштабах его истории два года – почти ничто. Просто у биографии «Дефендера» другие масштабы. 1948 год – рождение первой алюминиевой машины. 1983-й – модернизация (убрали запаску с капота). 1999-й – новый пятицилиндровый мотор. Все. «Рейндж» за свою гораздо более короткую жизнь успел выдержать три издания. Даже Discovery в свои 13 лет уже дважды обновился.
А «Дефендеру» все нипочем.

Land Rover Defender
Он не простенький, а музейный.
Ты нажимаешь большую черную кнопку, каких уже давно не бывает, открываешь увесистую абсолютно плоскую дверь, встаешь на маленькую, смешную по нынешним временам подножку и оказываешься наверху, в кабине. Не в салоне – в применении к «Дефендеру» это слово анахронизм. Обычно как заберешься внутрь, начинаешь примериваться, оценивать, удобно или нет. А здесь хочется просто рассматривать.
Длинная-длинная кривая кочерга коробки передач с тяжелым набалдашником. Чтобы ею ворочать, нужна неженская сила. Рычаг ручника, который в соответствии с правилами эргономики 50-летней давности торчит далеко внизу, почти под ногой. Между рулем и водительской дверью, опять же в соответствии со старыми понятиями о комфорте, пролезает спичечный коробок. Педали почему-то сбоку, так что для левой ноги не то что площадки для отдыха, вообще места нет. За спинками передних сидений низкая перегородка из крашеного металла, а сзади две повернутые лицом друг к другу узкие скамеечки.
Да, все это нельзя сказать чтобы очень удобно. Но трудно даются только первые метры. А потом ты открываешь окно и облокачиваешься на подоконник – в таком положении оказывается, что водительское кресло расположено идеально. А другой рукой опираешься на огромный прямоугольный ящик, фирменный ящик «лендроверов». И в такой позиции ты чувствуешь себя другим человеком. Свободным, раскованным и безумно мужественным. Я катался на Pajero, «Гелендевагене», «Патруле»… Кто там еще из «настоящих»? Да хотя бы Land Rover Discovery. Ни один из них так сильно не меняет самоощущение.
И вот ты уже едешь. Ветер свистит откуда только можно, машина прыгает на ухабах, гравий стучит по днищу. А тебе до лампочки.
Нет, он не устаревший. Не так уж давно был 83-й год, когда его обновляли. Просто он всегда был на особом положении и в фирме Land Rover, и вообще. И этим заслужил бережное отношение к каждой своей детали. Если вместо воздухозаборников, как на «уазике», которые управляются из салона большой тугой ручкой, ему бы сделали нормальную систему вентиляции, было бы уже не то. Все равно что вставить новые стеклопакеты в викторианский особняк. Удобнее, но хуже.
У «Дефендера» меняются только внутренности. Самая главная среди них – новый пятицилиндровый 2,5-литровый турбодизель.

Он запускается со звуком, как у настоящего грузовика.
Он стучит и трясется, рычаг коробки дрожит под рукой. Зато машина трогается просто с холостых оборотов. Надо привыкнуть орудовать не двумя педалями, а только одной – сцеплением. Отпускаешь и едешь. Если при этом еще нажать на газ, Defender сделает строптивый прыжок вперед, показывая, что пришпоривать его совсем не обязательно. А если не хотите переучиваться, смело трогайтесь со второй – тут он будет себя вести как обычная легковая машина.
На «Дефендере» можно так: вторая, потом пятая, и левая нога отдыхает.

Land Rover Defender
Если не думать о соперничестве с другими машинами (а они и так шарахаются в разные стороны), на пятой можно ехать всю дорогу даже в городе. Я добрался от Хорошевки до Загородного шоссе, так ни разу и не переключившись. И только у узкого, круто загибающегося съезда с кольца, когда на 10 км/ч Defender задергался, вспомнил – ах да, у меня же пятая…
Именно из-за немереной тяги водитель «Дефендера» первое время путает вторую скорость с четвертой, а третью с пятой. Не потому, что они как-то не так расположены. Просто если на спидометре 40, а машина в ответ на газ начинает послушно разгоняться, дураку понятно, что он на второй скорости. Ан нет – на четвертой. Просто это Defender.
А еще у мотора есть приставка «турбо». Если нажать педаль до упора, двигатель секунду соображает, а потом внутри него что-то происходит. Еще секунда – и тяжеленная машина начинает мощно разгоняться. Дело не в скорости, а именно в мощи. Ощущения равны ускорению, умноженному на массу и, так сказать, коэффициент неуклюжести. Когда Defender с его грубыми формами и 2,5 т веса вдруг бросается вперед – это производит впечатление.
Defender – машина скорее летняя. В это время года у нее только один недостаток: негде показать внедорожные возможности. Под моей правой рукой – пониженная передача, блокировка дифференциала. Только он и без них едет по полю, по лесу, по болоту… Если включить понижающую и бросить сцепление, он тащится со скоростью, наверное, метров 500 в час. Вот как, оказывается, умеют ездить машины.
Вопрос – что с ним делать?
Охотники, рыболовы, нефтедобытчики, лесники и сами понимают, что Defender при соответствующих доходах им подойдет, не мне их учить. Но зачем он простому горожанину? Только не говорите, что для дачи и что в кузов влезает много картошки. Тогда уж сразу скажите «влазит», позориться, так до конца.
Есть такое странное понятие – третья машина в семье. Странность в том, что оно, как и в случае третьих стран, не количественное, а качественное. Первая, понятное дело, для него – большая, до противности солидная и мощная. Вторая – для нее. А третья… Вот третьей машиной, вместе с купе-кабриолетом Peugeot и BMW Mini, как раз и может стать Defender. Если, конечно, есть $28 тысяч или даже чуть больше, чтобы он не был совсем уж базовым. Дорогие они, черт возьми, эти третьи машины.

Утилитарные внедорожники Land Rover ведут родословную с 1948 года. За прошедшие годы в конструкцию этого классического английского внедорожника внесли множество изменений, Defender, прежде оснащаемый только четырехцилиндровым двигателем, расположенным позади переднего моста, последний раз серьезно модернизировали в 1983 году. На новых моделях двигатель сдвинули чуть вперед, увеличив таким образом моторный отсек, модернизировали систему смазки и охлаждения, трансмиссию, заменили облицовку радиатора, алюминиевые панели кузова, по-иному оформили салон. Автомобили стали крупнее, мощнее, но у гражданских коротко- и длиннобаэных версий исчезли такие характерные фамильные черты, как навешенное сверху на капот запасное колесо и заглубленная решетка радиатора.

В зависимости от страны - изготовителя модели салон по-разному комплектуют и оборудуют. Все определяется тем, собран ли автомобиль из британских комплектующих или это капитально отремонтированный сильно изношенный, так как внешний облик во время реставрации мог претерпеть серьезные изменения. Несущие панели кузова изготовлены из алюминия. Как ни странно, они тоже корродируют (хотя и служат по 30 лет), а в случае механических повреждений восстанавливать поврежденные панели зачастую слишком хлопотно и дорого.

Салон в утилитарной версии Land Rover аккуратнее и просторнее, чем в УАЗ-469, хотя их интерьеры очень похожи. В последнее время покупатели большее предпочтение в гамме отдают комфортабельным версиям, которые при изначальной дороговизне Land Rover и перепродаже стоят подчас больше, чем самые современные модели. При покупке надо быть очень внимательным к состоянию двигателя и трансмиссии, поскольку запасные части к Land Rover Defender стоят очень дорого.

Комфортабельность езды в короткобазных вариантах выше, чем в УАЗ-31514, а в длиннобазных сравнима с УАЗ-3153, но по проходимости ульяновский внедорожник, несмотря на менее мощный двигатель, нисколько не уступает именитому "британцу". Гидроусилитель рулевого управления ввели в стандартное оборудование только с 1990 года. У Land Rover более удобная система включения полного привода и блокировок, которые нет-нет, да и ломаются от перегрузок. Как доказали наши альпинисты, покорившие на Land Rover Defender Эльбрус, запас прочности по перегрузкам у трансмиссии "британца" значительно меньше, чем возможности двигателя.

Первоначально после модернизации в 1983 году были представлены только длиннобазные версии с тремя (что встречается редко) и пятью дверями вместимостью 12 и 9 мест соответственно. Новое поколение "короткобазников" - трехдверных фургонов, пикапов и универсалов появилось спустя год. Серии 110 и 90 означают колесную базу в дюймах, так что ориентироваться легко.

Последний раз изменения вносились в 1990 году. Автомобили получили имя собственное - Defender, а в гамме появился двухкабинный пикап - кинг-сайз серии 130. Начали монтировать и инжекторные двигатели вместо старых карбюраторных 2,3-, 2,5-литровых четырехцилиндровых мощностью 65 и 75 л.с. и двухкарбюраторного 3,5-литрового двигателя V8 мощностью 116 л.с. Старые двигатели весьма прожорливы и на 100 км пробега в городе потребляют от 16 л (серия 90) до 25 л (серия 110) бензина с октановым числом не менее 90. Новые силовые агрегаты намного экономичнее. Так, 3,9-литровый бензиновый 182-сильный двигатель V8 в длиннобазной версии 110 потребляет около 20 л на 100 км в городском цикле, хотя на шоссе этот показатель не опускается ниже 13 л на 100 км пробега. Дизельные двигатели еще более экономичны и расходуют примерно 10-14 л солярки на 100 км. Удивляет высокая тяговитость этих двигателей: уже при частоте вращения 1900 об/мин крутящий момент составляет 265 Нм. Если же вы сподобились приобрести трехдверный фаэтон серии 90 (с 1993 года), незабываемые впечатления от поездок "по горам, по долам" будут гарантированы.

Словом, всем хорош Land Rover Defender, да дорог. И сервисной сети в глубинке нет, а современные двигатели масла с фильтрами и бензина требуют только надлежащего качества.

При подборке обзора использовалась информация с сайтов:
gazeta.ru, icar.com.ua, kolesa.ru, 4w4.ru

P.S. Статья уже устарела. В России уже продается новый Defender с фордовским дизелем и переделанным салоном.

Комментариев нет: