понедельник

Путь самурая

У каждой машины своя судьба. Одной на роду написано смиренно перемещать своего владельца из точки А в точку Б и потихоньку стареть, оставаясь по сути той же машиной, что в свое время сошла с конвейера. А другой суждена иная жизнь. Ее удел - совершенствование в неистовом напряжении спортивной борьбы. Ну а раз имя тебе Samurai, то тут сам Бог велел прожить так, чтобы "не было мучительно больно...".

Самурай обязан следовать Пути Воина. Я нахожу, что сейчас многие пренебрегают этим. Кто ответит сейчас: "Что есть Путь Воина?" Никто. Потому что сердца людские закрыты перед истиной.

(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Сё, или Книга Пяти Колец")

Если честно, я уже давно питаю самые теплые чувства к этим маленьким непритязательным машинкам. И не я один: буквально во всех странах, куда официально поставлялись Suzuki Samurai, существуют клубы любителей марки, насчитывающие порой не по одной сотне человек. Что же привлекает их в этом японском внедорожничке? Во-первых, в силу простоты и, я бы даже сказал, кондовости конструкции Samurai обладает отличной ремонтопригодностью, простотой обслуживания и неприхотливостью, а во-вторых, немногие гораздо более мощные и крупные "братья по классу" могут похвастаться такой проходимостью в стандартной комплектации. Наконец, из японского "мини" получается прекрасная платформа для постройки бескомпромиссного спортивного внедорожника. Судите сами: много ли найдется машин, которые могут похвастаться прочной рамой, длинноходовой подвеской и сухим весом, не достигающим одной тонны? Что же до машины, о которой пойдет речь сейчас, то впервые она попала в поле моего зрения на осеннем МВТ 2002 года. Тогда она привезла свой экипаж на первую ступень пьедестала в зачете "супертуризм".

Молодым людям следует совершенствовать свои качества воина так, чтобы у каждого была твердая уверенность: "Я лучший в Японии". В то же время юный самурай должен ежедневно здраво оценивать свои занятия и быстро ликвидировать обнаруженные пробелы и недостатки.

(Дзете Ямамото "Сокрытое в листве")

Прежде чем приобрести сегодняшний облик, данный внедорожник прошел длинный и, в общем-то, непростой путь... Сперва это был обычный Suzuki Samurai. И жил он своей обыденной жизнью, пока не попал в руки известного спортсмена-раллиста Алексея Красильникова. "Все, будешь ездить в ралли-рейдах!" - сказал Алексей и отдал "самурая" в учение механикам из гаража команды "Московия". С этого и начался боевой путь "самурая"... В команде "Московия" Samurai получил каркас безопасности, новый шестнадцатиклапанный двигатель объемом 1,6 литра и усиленный задний мост. Одна беда - новое "сердце" не прижилось. Во-первых, не удалось толком адаптировать проводку. А во-вторых, из-за массивной проставки между коробкой и двигателем сцепление категорически отказалось нормально работать. В общем, карьера нашего "самурая" в ралли-рейдах не задалась, и у машины появился новый хозяин.

Скорость не является частью Пути Стратегии. Скорость предполагает, что вещи становятся быстрыми или медленными, в зависимости от того, попадают они в ритм или нет. Мастер любого Пути не выглядит быстрым

(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Се, или Книга Пяти Колец")

Новым владельцем внедорожника стал большой поклонник марки Samurai Андрей Полегаев. Причем у него на машину были совсем другие виды... Ей предстояло научиться ездить медленно, но в труднопроходимых местах. В общем, да здравствует трофи! Первым делом свое место под капотом занял старый двигатель объемом 1,3 литра с моновпрыском, а затем пришло время заняться подвеской. А куда, скажите, деваться, если на штатных колесах размерности 205/70R15 можно колесить разве что по пляжам да разбитым грунтовкам? Для экстремального же бездорожья нужна обувка посерьезнее. Ну, например, 33 дюйма в диаметре. Что, согласитесь, по сути совсем немало для такой легкой машины. Но чтобы вместить колеса такого диаметра, соответственно требуется лифт. А самый простой способ лифтовки машин с рессорной подвеской - это перенос мостов под рессоры (у джиперов эта процедура известна как SOA - Springs Over Axles). В общем, Андрей не стал особо мудрить с выбором метода лифтовки. Тут, правда, стоит оговориться: в действительности перенос рессор - не такое уж простое дело, и Андрею пришлось изготовить новые площадки крепления рессор, кронштейны амортизаторов и специальные проставки между карданными валами и раздаточной коробкой. Кроме того, сместившийся вниз от рулевого редуктора мост потребовал установки новой рулевой сошки и рулевой тяги (эти детали нашлись в прайс-листе Breeze Industries). Ну а для того, чтобы колеса не цепляли за раму в повороте, под колесные диски были установлены проставки толщиной 40 мм. Чтобы шарниры равных угловых скоростей смогли выдержать возросшие нагрузки, их чашки были усилены специальными кольцами фирмы Spidertrax.

Suzuki Samurai Suzuki Samurai

Думаете, все, дело закончено и в таком виде Suzuki Samurai мог бросаться на штурм грязей и хлябей? А вот и нет. Крутящего момента оборотистого малолитражного мотора явно недостаточно для "переваривания" колес такого диаметра и веса. Короче, в раздаточной коробке был установлен специальный комплект шестерен фирмы Spidertrax, увеличивший передаточное отношение пониженного ряда на 82% (доведя его до 1:4.16), а верхнего на 12%. Это дало возможность оставить в редукторах мостов стандартные главные пары с отношением 1.3.727. Теперь осталось совсем немного - установить новый передний бампер с лебедкой WARN 6000, шноркель - и можно пробовать свои силы в настоящем бою! Но тут наш "самурай" снова... сменил хозяина.

С самой молодости мое сердце прикипело к Пути Боя. Тринадцати лет от роду я вступил в свою первую схватку и побил Ариму Кихэя. Когда мне исполнилось шестнадцать, я победил еще одного способного бойца - Тадасиму Акияма. В возрасте двадцати одного года я отправился в столицу и дрался там с различными мастерами клинка, ни разу не потерпев поражения. Но как бы то ни было, я не успокоился и продолжал тренироваться сутра до вечера.

(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Сё, или Книга Пяти Колец")

Новым повелителем "самурая" стал Владлен Текунов. Пара тренировочных выездов, и вот наконец первая серьезная схватка - трассы осеннего МВТ 2002 года. Тогда Samurai и показал, на что он способен. Владлен прекрасно использовал свои главные козыри: малый вес и габариты, маневренность и длинноходовую подвеску. Но триал выявил и недостатки: не совсем правильную работу подвески и недостаточную поперечную устойчивость. Дело в том, что в ходе "боев" Samurai лег набок дважды за день. И если первый раз можно было объяснить ошибкой пилота, выставившего машину поперек склона, то второй раз автомобиль бросило набок, когда он просто штурмовал в лоб крутой уступ.

Лошадь воина должна быть выносливой и не иметь дефектов. Те же требования применяй к оружию. Копья и алебарды должны выдерживать сильную нагрузку; луки и ружья должны быть прочными. Оружие обязано быть скорее крепким, чем изящно украшенным.

(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Сё, или Книга Пяти Колец")

Но вернемся непосредственно к тесту... Первое, что я выяснил, - это то, что человек моих габаритов (рост 182 см и вес за сотню) может устроиться за рулем вполне комфортно. Даже орудовать рулем можно, не боясь удариться левым локтем о дверцу! Но все же машинка очень узкая, и экипажу придется в буквальном смысле слова сидеть плечом к плечу.

Suzuki Samurai Suzuki Samurai

Поведение лифтованного Suzuki Samurai на дороге вполне соответствует представлениям о повадках короткобазных внедорожников. Динамика, конечно, не впечатляет (а чего вы хотели от моторчика объемом 1300 "кубиков"), но в городском потоке можно чувствовать себя вполне уверенно. Главное, поактивнее переключать передачи и держаться подальше от зевак - Samurai на 33-х колесах выглядит настоящим бигфутом и активно привлекает внимание прочих участников дорожного движения. Кстати, по трассе Samurai уверенно перемещается со скоростью километров 100-110 в час. Я имел шанс убедиться в этом когда на своем Isuzu сопровождал героя нашего рассказа на тот самый осенний МВТ. В целом же мощности мотора Samurai вполне хватает, а вот крутящего момента, пожалуй, нет. Трогаться с места приходится с серьезной подгазовкой. Ну а на грунтовке надо сразу сбрасывать скорость - козлит наш малыш, конечно, изрядно. А еще мне не понравилась работа амортизаторов... При наезде на препятствие машина сначала здорово кренится, а потом... резко отыгрывает в противоположную сторону.

Заехав на наш внедорожный полигон, я первым делом сбросил давление в шинах с 2 до 1,2 атмосферы и попробовал покататься по пересеченной местности. И сразу же выяснилось несколько моментов. Во-первых, мне пришлось срочно забывать свою дизельную привычку ездить на ровном газу: чтобы, с одной стороны, не давать колесам сорваться в букс, а с другой - не дать мотору заглохнуть, нужно все время "играть" педалью газа. Во-вторых, чтобы колеса не срывались в пробуксовку, давление нужно снизить до 0,7-0,8 атмосферы! Ну а в-третьих, даже для руления на малой скорости нужно прикладывать к баранке значительные усилия. А уж для того, чтобы повернуть колеса на месте (делать это, конечно, не рекомендуется, но на триале без этого не обойтись), нужно и вовсе налегать на баранку всем весом. Да, гидроусилитель здесь был бы явно не лишним...

Suzuki Samurai

Для продолжения тестов в условиях, приближенных к боевым, я отправился на Стадион технических видов спорта, где как раз вовсю шла подготовка к очередному триалу "Полоса препятствий". Поколесив по секциям триала, я окончательно убедился в двух вещах. Во-первых, наш Suzuki Samurai - действительно неудержимый боец с бездорожьем: я не ощущал абсолютно никаких затруднений там, где подготовленный "УАЗ" перемещался, что называется, на грани фола. Но даже самый лучший боец нуждается в постоянном совершенствовании. В данном случае в серьезной доработке нуждалась работа подвески и амортизаторов.

Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда, бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в десять тысяч ли. Изучай Стратегию в течение многих лет и закали в себе дух воина. Сегодня - победи себя вчерашнего.

(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Се, или Книга Пяти Колец")

Так уж получилось, что вторая встреча с машиной состоялась у меня только через три месяца. И надо признать, время это не было потрачено даром. Samurai получил силовой задний бампер, защиту порогов, раздаточной коробки и редуктора переднего моста. Запаска перекочевала из и без того тесного багажного отделения на специально изготовленный кронштейн. Кстати, помимо многих прочих преимуществ, это дало возможность разместить в багажнике герметичный (естественно, снабженный сапуном для отвода газов) короб для дополнительного аккумулятора. Штурманское оборудование пополнили терратрип и GPS. Ну и, наконец, самое главное: за три месяца подвеска машины оказалась переделана самым серьезным образом. Передний мост получил новое переднее крепление рессор со стремянками от Jeep Wrangler и амортизаторы Rancho 9000 с регулируемой жесткостью (для них были изготовлены новые кронштейны). Задние рессоры также были заменены на рессоры от Jeep Wrangler YJ (от него же были взяты передние крепления рессор и площадки крепления амортизаторов), а вот заднее крепление рессор пришлось изготовить с нуля. Что ж, очень похоже на то, что теперь наш Samurai действительно готов к сражениям внедорожного сезона 2003 года. Впрочем, настоящий самурай продолжает совершенствовать свое воинское искусство до самой смерти, ведь именно в этом и состоит истинный путь самурая.

Андрей СУДЬБИН

Фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА

Источник: Club 4x4

Комментариев нет: