У каждой машины своя судьба. Одной на роду написано смиренно перемещать своего владельца из точки А в точку Б и потихоньку стареть, оставаясь по сути той же машиной, что в свое время сошла с конвейера. А другой суждена иная жизнь. Ее удел - совершенствование в неистовом напряжении спортивной борьбы. Ну а раз имя тебе Samurai, то тут сам Бог велел прожить так, чтобы "не было мучительно больно...".
Самурай обязан следовать Пути Воина. Я нахожу, что сейчас многие пренебрегают этим. Кто ответит сейчас: "Что есть Путь Воина?" Никто. Потому что сердца людские закрыты перед истиной.
(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Сё, или Книга Пяти Колец")
Если честно, я уже давно питаю самые теплые чувства к этим маленьким непритязательным машинкам. И не я один: буквально во всех странах, куда официально поставлялись Suzuki Samurai, существуют клубы любителей марки, насчитывающие порой не по одной сотне человек. Что же привлекает их в этом японском внедорожничке? Во-первых, в силу простоты и, я бы даже сказал, кондовости конструкции Samurai обладает отличной ремонтопригодностью, простотой обслуживания и неприхотливостью, а во-вторых, немногие гораздо более мощные и крупные "братья по классу" могут похвастаться такой проходимостью в стандартной комплектации. Наконец, из японского "мини" получается прекрасная платформа для постройки бескомпромиссного спортивного внедорожника. Судите сами: много ли найдется машин, которые могут похвастаться прочной рамой, длинноходовой подвеской и сухим весом, не достигающим одной тонны? Что же до машины, о которой пойдет речь сейчас, то впервые она попала в поле моего зрения на осеннем МВТ 2002 года. Тогда она привезла свой экипаж на первую ступень пьедестала в зачете "супертуризм".
Молодым людям следует совершенствовать свои качества воина так, чтобы у каждого была твердая уверенность: "Я лучший в Японии". В то же время юный самурай должен ежедневно здраво оценивать свои занятия и быстро ликвидировать обнаруженные пробелы и недостатки.
(Дзете Ямамото "Сокрытое в листве")
Прежде чем приобрести сегодняшний облик, данный внедорожник прошел длинный и, в общем-то, непростой путь... Сперва это был обычный Suzuki Samurai. И жил он своей обыденной жизнью, пока не попал в руки известного спортсмена-раллиста Алексея Красильникова. "Все, будешь ездить в ралли-рейдах!" - сказал Алексей и отдал "самурая" в учение механикам из гаража команды "Московия". С этого и начался боевой путь "самурая"... В команде "Московия" Samurai получил каркас безопасности, новый шестнадцатиклапанный двигатель объемом 1,6 литра и усиленный задний мост. Одна беда - новое "сердце" не прижилось. Во-первых, не удалось толком адаптировать проводку. А во-вторых, из-за массивной проставки между коробкой и двигателем сцепление категорически отказалось нормально работать. В общем, карьера нашего "самурая" в ралли-рейдах не задалась, и у машины появился новый хозяин.
Скорость не является частью Пути Стратегии. Скорость предполагает, что вещи становятся быстрыми или медленными, в зависимости от того, попадают они в ритм или нет. Мастер любого Пути не выглядит быстрым
(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Се, или Книга Пяти Колец")
Новым владельцем внедорожника стал большой поклонник марки Samurai Андрей Полегаев. Причем у него на машину были совсем другие виды... Ей предстояло научиться ездить медленно, но в труднопроходимых местах. В общем, да здравствует трофи! Первым делом свое место под капотом занял старый двигатель объемом 1,3 литра с моновпрыском, а затем пришло время заняться подвеской. А куда, скажите, деваться, если на штатных колесах размерности 205/70R15 можно колесить разве что по пляжам да разбитым грунтовкам? Для экстремального же бездорожья нужна обувка посерьезнее. Ну, например, 33 дюйма в диаметре. Что, согласитесь, по сути совсем немало для такой легкой машины. Но чтобы вместить колеса такого диаметра, соответственно требуется лифт. А самый простой способ лифтовки машин с рессорной подвеской - это перенос мостов под рессоры (у джиперов эта процедура известна как SOA - Springs Over Axles). В общем, Андрей не стал особо мудрить с выбором метода лифтовки. Тут, правда, стоит оговориться: в действительности перенос рессор - не такое уж простое дело, и Андрею пришлось изготовить новые площадки крепления рессор, кронштейны амортизаторов и специальные проставки между карданными валами и раздаточной коробкой. Кроме того, сместившийся вниз от рулевого редуктора мост потребовал установки новой рулевой сошки и рулевой тяги (эти детали нашлись в прайс-листе Breeze Industries). Ну а для того, чтобы колеса не цепляли за раму в повороте, под колесные диски были установлены проставки толщиной 40 мм. Чтобы шарниры равных угловых скоростей смогли выдержать возросшие нагрузки, их чашки были усилены специальными кольцами фирмы Spidertrax.
Думаете, все, дело закончено и в таком виде Suzuki Samurai мог бросаться на штурм грязей и хлябей? А вот и нет. Крутящего момента оборотистого малолитражного мотора явно недостаточно для "переваривания" колес такого диаметра и веса. Короче, в раздаточной коробке был установлен специальный комплект шестерен фирмы Spidertrax, увеличивший передаточное отношение пониженного ряда на 82% (доведя его до 1:4.16), а верхнего на 12%. Это дало возможность оставить в редукторах мостов стандартные главные пары с отношением 1.3.727. Теперь осталось совсем немного - установить новый передний бампер с лебедкой WARN 6000, шноркель - и можно пробовать свои силы в настоящем бою! Но тут наш "самурай" снова... сменил хозяина.
С самой молодости мое сердце прикипело к Пути Боя. Тринадцати лет от роду я вступил в свою первую схватку и побил Ариму Кихэя. Когда мне исполнилось шестнадцать, я победил еще одного способного бойца - Тадасиму Акияма. В возрасте двадцати одного года я отправился в столицу и дрался там с различными мастерами клинка, ни разу не потерпев поражения. Но как бы то ни было, я не успокоился и продолжал тренироваться сутра до вечера.
(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Сё, или Книга Пяти Колец")
Новым повелителем "самурая" стал Владлен Текунов. Пара тренировочных выездов, и вот наконец первая серьезная схватка - трассы осеннего МВТ 2002 года. Тогда Samurai и показал, на что он способен. Владлен прекрасно использовал свои главные козыри: малый вес и габариты, маневренность и длинноходовую подвеску. Но триал выявил и недостатки: не совсем правильную работу подвески и недостаточную поперечную устойчивость. Дело в том, что в ходе "боев" Samurai лег набок дважды за день. И если первый раз можно было объяснить ошибкой пилота, выставившего машину поперек склона, то второй раз автомобиль бросило набок, когда он просто штурмовал в лоб крутой уступ.
Лошадь воина должна быть выносливой и не иметь дефектов. Те же требования применяй к оружию. Копья и алебарды должны выдерживать сильную нагрузку; луки и ружья должны быть прочными. Оружие обязано быть скорее крепким, чем изящно украшенным.
(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Сё, или Книга Пяти Колец")
Но вернемся непосредственно к тесту... Первое, что я выяснил, - это то, что человек моих габаритов (рост 182 см и вес за сотню) может устроиться за рулем вполне комфортно. Даже орудовать рулем можно, не боясь удариться левым локтем о дверцу! Но все же машинка очень узкая, и экипажу придется в буквальном смысле слова сидеть плечом к плечу.
Поведение лифтованного Suzuki Samurai на дороге вполне соответствует представлениям о повадках короткобазных внедорожников. Динамика, конечно, не впечатляет (а чего вы хотели от моторчика объемом 1300 "кубиков"), но в городском потоке можно чувствовать себя вполне уверенно. Главное, поактивнее переключать передачи и держаться подальше от зевак - Samurai на 33-х колесах выглядит настоящим бигфутом и активно привлекает внимание прочих участников дорожного движения. Кстати, по трассе Samurai уверенно перемещается со скоростью километров 100-110 в час. Я имел шанс убедиться в этом когда на своем Isuzu сопровождал героя нашего рассказа на тот самый осенний МВТ. В целом же мощности мотора Samurai вполне хватает, а вот крутящего момента, пожалуй, нет. Трогаться с места приходится с серьезной подгазовкой. Ну а на грунтовке надо сразу сбрасывать скорость - козлит наш малыш, конечно, изрядно. А еще мне не понравилась работа амортизаторов... При наезде на препятствие машина сначала здорово кренится, а потом... резко отыгрывает в противоположную сторону.
Заехав на наш внедорожный полигон, я первым делом сбросил давление в шинах с 2 до 1,2 атмосферы и попробовал покататься по пересеченной местности. И сразу же выяснилось несколько моментов. Во-первых, мне пришлось срочно забывать свою дизельную привычку ездить на ровном газу: чтобы, с одной стороны, не давать колесам сорваться в букс, а с другой - не дать мотору заглохнуть, нужно все время "играть" педалью газа. Во-вторых, чтобы колеса не срывались в пробуксовку, давление нужно снизить до 0,7-0,8 атмосферы! Ну а в-третьих, даже для руления на малой скорости нужно прикладывать к баранке значительные усилия. А уж для того, чтобы повернуть колеса на месте (делать это, конечно, не рекомендуется, но на триале без этого не обойтись), нужно и вовсе налегать на баранку всем весом. Да, гидроусилитель здесь был бы явно не лишним...
Для продолжения тестов в условиях, приближенных к боевым, я отправился на Стадион технических видов спорта, где как раз вовсю шла подготовка к очередному триалу "Полоса препятствий". Поколесив по секциям триала, я окончательно убедился в двух вещах. Во-первых, наш Suzuki Samurai - действительно неудержимый боец с бездорожьем: я не ощущал абсолютно никаких затруднений там, где подготовленный "УАЗ" перемещался, что называется, на грани фола. Но даже самый лучший боец нуждается в постоянном совершенствовании. В данном случае в серьезной доработке нуждалась работа подвески и амортизаторов.
Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда, бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в десять тысяч ли. Изучай Стратегию в течение многих лет и закали в себе дух воина. Сегодня - победи себя вчерашнего.
(Миямото Мусаси "Го-Рин-но-Се, или Книга Пяти Колец")
Так уж получилось, что вторая встреча с машиной состоялась у меня только через три месяца. И надо признать, время это не было потрачено даром. Samurai получил силовой задний бампер, защиту порогов, раздаточной коробки и редуктора переднего моста. Запаска перекочевала из и без того тесного багажного отделения на специально изготовленный кронштейн. Кстати, помимо многих прочих преимуществ, это дало возможность разместить в багажнике герметичный (естественно, снабженный сапуном для отвода газов) короб для дополнительного аккумулятора. Штурманское оборудование пополнили терратрип и GPS. Ну и, наконец, самое главное: за три месяца подвеска машины оказалась переделана самым серьезным образом. Передний мост получил новое переднее крепление рессор со стремянками от Jeep Wrangler и амортизаторы Rancho 9000 с регулируемой жесткостью (для них были изготовлены новые кронштейны). Задние рессоры также были заменены на рессоры от Jeep Wrangler YJ (от него же были взяты передние крепления рессор и площадки крепления амортизаторов), а вот заднее крепление рессор пришлось изготовить с нуля. Что ж, очень похоже на то, что теперь наш Samurai действительно готов к сражениям внедорожного сезона 2003 года. Впрочем, настоящий самурай продолжает совершенствовать свое воинское искусство до самой смерти, ведь именно в этом и состоит истинный путь самурая.
Андрей СУДЬБИН
Фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Источник: Club 4x4
Комментариев нет:
Отправить комментарий