С чего начинается тернистый путь среднестатистического любителя бездорожья? Чаще всего это выглядит следующим образом… По некоему стечению обстоятельств "кандидат" оказывается на товарищеской покатушке, и все - процесс пошел! Бацилла грязелазания проникла в молодой неокрепший организм. Отныне он просто обречен на думы о собственном внедорожном монстрике. Но не все так мрачно. Ведь, несмотря на то, что методы, гарантирующие полное излечение зараженных индивидуумов не найдены, существует проверенное средство облегчить страдания несчастных…
Даже и не знаю, плохо это или хорошо, но полностью готовые для участия в трофи-рейдах автомобили в автосалонах не продаются. Так что, как бы там ни было, на сегодняшний день без строительства не обойтись. Правда, тут возникает следующий вопрос: что принять за базис, на котором в конечном итоге должно вырасти большое внедорожное счастье на тридцать пятых колесах?
Алексей Гуркин, владелец Nissan Patrol:
- Все началось с того, что как-то я с Виталием Гавинским поехал на джиперскую тусовку в Крылатское просто посмотреть, что это такое. У меня тогда был Ford Ranger. Ну поехал, покатался, утонул в первом же болоте, посмотрел, как ездят другие, и буквально на следующий день купил Nissan Patrol - трехдверку. Купил я его задешево, машина была совершенно убитая и не на ходу. Притащил его в гараж, и началось строительство. Продолжалось оно почти что год. И пока оно продолжалось, все вокруг надо мной смеялись - мол, ЭТО никогда не поедет. И были просто поражены, когда я выкатил машину из гаража. Поначалу стали выезжать на пикники за город, потом на покатушки, потом пошли соревнования. Боевое крещение машина прошла на "Александр Браун-трофи". Говорят, новичкам и дуракам везет - мы заняли там первое место. Ну а дальше... Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Вот лебедку поставил, супер свамперы 35х16. В планах поставить лебедку назад и блокировку от АРБ. Очень неплохо было бы поставить назад разгруженный мост от "иранца", да и кузов поменять, а то этот уж больно ржавый. Есть еще планы внедрить в машину дизель. Он уже лежит в гараже вместе с коробкой. Очень загадочный мотор! Производства Honda, стоял на собранном в Иране Nissan Patrol, весь чугунный, четырехцилиндровый, объемом 2,8 литра. Но не могу подобрать к нему стартер. В представительстве Honda об этих моторах ничего не знают, хотя то, что они серийно ставились на Nissan Patrol и именно в Иране, описано в литературе. А еще ездить надо учиться, учиться и учиться. Особенно теперь, на "боггерах". Совсем по другому машина едет, чем на "гудричах". Но главное - действительно едет.
Набор базовых требований к платформе будущего грязехода, в общем-то, ясен. Это должен быть простой и надежный автомобиль, причем желательно с крепкой рамой, с зависимой подвеской мостов, мощным мотором и эффективным гидроусилителем руля. А еще очень бы хотелось, чтобы обслуживание и запчасти "основы" были доступны и относительно дешевы. И вообще вмешиваться в конструкцию машины хотелось бы поменьше (далеко не все готовы вкладывать в подготовку машины сумму, многократно превосходящую ее начальную стоимость). Так не в соответствии ли практически всем вышеперечисленным требованиям кроется причина популярности Nissan Patrol у поклонников внедорожного спорта?
Если помните, в прошлом номере мы рассказали про "белого слона" - длиннобазный Patrol Виталия Гавинского. Наш сегодняшний герой из того же славного роду-племени. Вот только база у него короткая, дверей всего три, да и внедорожная мутация затронула его в меньшей степени.
В принципе машина не слишком сильно отличается от стандартного Patrol. Метод лифтовки выбран простой, но вместе с тем радикальный - перенос рессор. Дело в том, что на стандартных машинах для обеспечения приемлемых характеристик управляемости и комфорта они проходят под мостами. Но если хочешь воевать с болотами - забудь про комфорт, и рессоры заняли место над мостами (на чулки мостов приварены соответствующие площадки). Причем во избежание слишком больших нагрузок в крестовинах карданов мосты пришлось слегка развернуть (они опустились относительно раздаточной коробки почти на десять сантиметров). И все это ради одной цели - установить на машину колеса диаметром как минимум тридцать пять дюймов. А поскольку "тридцатьпятки" много тяжелее штатных, то потребовалось усилить амортизаторы. Самый простой путь решения этой проблемы - установка двойного комплекта. Ну с задним мостом, пожалуй, все. А вот спереди пришлось дополнительно усилить балку моста (именно на нее приходятся основные удары о препятствия) и поколдовать с рулевым управлением. Самое смешное, что на данной машине установлена рулевая сошка неизвестного происхождения (продавцы на рынке просто не знали, от какой машины эта деталь). А вот происхождение рулевых тяг очень даже определенное - они от "УАЗа" (уазовские детали более упругие, чем родные, и при ударах не гнутся, а пружинят). Причем нижняя тяга поднялась до уровня балки, так что при встрече, скажем, с камнем она упруго изгибается и упирается в мост (в определенной степени предохраняет от поломки). Что же до рулевого демпфера, то на него возложена традиционная задача - предотвращать слишком большие нагрузки на руле при прохождении препятствий. На этом серьезные конструктивные изменения, собственно, и заканчиваются...
Разумеется, машина подготовлена и к "водным процедурам": рядный нижневальный шестицилиндровый двигатель дышит через шноркель, а все электрические системы тщательно герметизированы. Моторный отсек дополнительно защищен листом бензостойкой резины. А вот мосты и коробки подготовлены к форсированию бродов еще на заводе: от сапунов вверх выведены трубки с клапанами.
Родной штампованный бампер сменила гораздо более серьезная конструкция из швеллера. С ее помощью при случае можно проломиться не только через кусты, но и через молодой лесок. Ну и традиционное: какой же покоритель бездорожья может обойтись без мощной лебедки?
Но все же главная деталь машины - самая "злобная" из всех марок внедорожной резины SuperSwamper Bogger размерностью 35х16. Причем поселились эти колесики здесь совсем недавно, а до того их место занимали более привычные BF Goodrich МТ. Ну что, посмотрим, насколько хороша новая обувка в деле и к лицу ли она этому, построенному без особых технических изысков автомобилю.
Лезу на водительское место. Да, давненько я не патрулировал (в смысле, не ездил на Nissan Patrol). Вроде бы все привычно и удобно, но вот педали... Очень уж близко друг к другу они расположены (как бы не нажать газ вместо тормоза или тормоз вместо сцепления). А вот металлические накладки на педали фирмы Sparco очень даже к месту. Чувствуется, что педали не будут скользить даже под болотными сапогами, на каждом из которых висит по кому липкой грязи. Ну что, тронулись? Ровное ворчание "шестерки" дополняется неожиданным звуком - это, в буквальном смысле слова, шлепают по асфальту огромные грунтозацепы супервнедорожной резины. Но тем временем скорость растет и шлепки сливаются в вибрирующий гул. Полное впечатление, что едешь на "КрАЗе"-"лапотнике". Да, комфортной такую езду не назовешь, и разгоняться на дороге совершенно не хочется. Тем более что машина начинает ощутимо "плавать" на продольных волнах. Может, подвеска виновата? Нет, на Goodrich машина без всяких проблем совершала дальние вояжи со скоростью 100 - 110 километров в час. Очень похоже на то, что таким образом "шестеренки" SuperSwamper напоминают, что рожденный ползать летать и не должен. Ну а раз так, то прочь с асфальта!
Вот наконец и полигон... Причем условия практически те же, что и во время теста "белого слона", - снега уже нет, а грязи еще нет. А из всего офф-роуд меню наличествует лишь дежурное блюдо сезона - тонкий слой оттаявшего грунта. Впрочем, и такая "смазка" вполне может создать проблемы с преодолением крутых подъемов. Проверим? Вот это да! Patrol с легкостью карабкается на почти отвесные стены. Самоочистка у Bogger просто фантастическая. Тут главное - не "копнуть" грунт передними колесами. В противном случае машина упирается бампером, и нам приходится подыскивать новое место для штурма. Кстати, в ходе "скалолазанья" невольно обращаешь внимание вот на какой момент. Многие карбюраторные двигатели глохнут при слишком больших продольных углах. A Nissan Patrol ровно работает на холостых оборотах даже в те волнующие моменты, когда капот заслоняет собой склон, в лобовое стекло виден только прямоугольный кусок хмурого мартовского неба, а ты лежишь на спинке водительского сиденья в позе стартующего космонавта... А вот поперек склона на этой резине лучше не ездить: сопротивление боковому скольжению у нее просто никакое - грунтозацепы направлены практически под прямым углом к направлению движения.
Так, а что там у нас с артикуляцией подвески? Отлично! Но отсюда же и специфические журналистские проблемы - никак не получается заставить машину оторвать хотя бы одно колесико. И еще одно: пересекая по диагонали валы и канавы, то справа, то слева раздается странный скребущий звук... Дело в том, что мосты "крестятся" слишком сильно и уходящее вверх колесо, упираясь, буквально выламывает металл колесных арок. Похоже, здесь есть над чем поработать "болгаркой". И вот еще что: пожалуй, стоит подумать об установке ограничителей ходов подвески (таких, какие мы видели на "белом слоне"), ведь в некоторых случаях величина ходов может пойти и во вред. Так, например, прошлой осенью на триале в Бронницах машина так раскорячилась в знаменитом бетонном желобе, что рессоры выгнулись в обратную сторону и в результате лопнули одна стремянка и два подкоренных листа.
Ну и в заключение... Как это ни обидно, но здесь и сейчас найти серьезное препятствие для этой машины нам не удалось. И все же кое-какие выводы сделать можно. Главный - путем незначительной модификации из старенького Nissan Patrol малой, так сказать, кровью можно сделать серьезнейшую машину для трофи-рейдов. Причем потенциал усовершенствования данного автомобиля далеко не исчерпан. Достаточно сказать, что в мостах отсутствует блокировка дифференциалов. Да и задняя лебедка тоже не помешала бы... Впрочем, и в этой конфигурации Nissan Patrol может на равных спорить с более подготовленными внедорожниками других марок.
Андрей СУДЬБИН
Фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Источник: Club 4x4
Комментариев нет:
Отправить комментарий