среда

Вы их просто готовить не умеете!

Казалось бы, за годы становления и развития внедорожного спорта в наших офф-роад пенатах все точки над i относительно вазовского полноприводника уже расставлены. Мало того, и вердикт вынесен: "Нива" для трофи-рейдов не годится. Но, видимо, есть в этой машине что-то заставляющее энтузиастов марки снова и снова браться за болгарку и сварочный аппарат в извечной попытке доказать, что все те, кто считает "Ниву" нетрофическим автомобилем, просто не умеют их готовить…

Давайте разбираться, а почему, собственно, сложилось устойчивое мнение, что "Нива" - не самый подходящий для сложных трофических трасс автомобиль... Всем нам хорошо известны достоинства этой машины - малый вес, маневренность, короткая база, отличная управляемость, неприхотливость и дешевизна ремонта. Но знаем мы и другое... Любому безумцу, вступившему на тернистую тропу покорения хлябей, рано или поздно становится очевидно, что на таких маленьких колесиках на серьезном бездорожье делать нечего. Ну а для того, чтобы поставить автомобиль на большие колеса, его, как вы понимаете, нужно отлифтовать... Вот тут-то и начинаются первые проблемы: поскольку рамы у "Нивы" нет, боди-лифт невозможен в принципе, а лифтовка передней независимой подвески путем удлинения упругих элементов (будь то установка удлиненных пружин или проставок под штатные) возможна только в очень ограниченных пределах. Едем дальше... Все знают, что для "Нивы", как для пелагической акулы, движение - это жизнь, а остановка - смерть. Препятствия она умеет преодолевать только ходом - такова плата за максимальную унификацию с заднеприводными моделями "ВАЗа". И еще один момент: "Нива" - типичный sport utility, универсальный автомобиль, который должен вести себя на асфальте немногим хуже обычных легковушек. А это значит, что передаточные числа в трансмиссии не могут быть слишком высокими... Ну а на сладкое пару слов о прочности несущего кузова... Один из знакомых нивоводов рассказывал, как его детишки, рассматривая альбом фотографий с покатушек, придумали такую сказочку: "Засадил папка "Нивку". Тянет-потянет, вытянуть не может. Пригласил папка тракторишку. Потянул тракторишка - и оторвал "Нивке" попку..." И ведь правы детишки-то, это только по сравнению с классикой или "зубилом" "Нива" - танк, на фоне же рамных машин прочность ее кузова просто никакая. А тут еще и задние буксирные проушины сконструированы, мягко говоря, неудачно: часть нагрузки передается на обшивку. Вот "попка" и отрывается...

Дмитрии Кондрашов:

- Все началось с того, что я купил просто "Ниву". А тут первый Зеленоградский триал случился. Ребята знакомые пришли поехали, говорят, у тебя же "Нива"! Ну поехали. И вот на обычной дорожной резине я умудрился взять пятое место. Потом на "Танкодроме" выступил. И понял - жалко мне ее, нужна другая машина для спорта. Вот я и купил машину 92-го года, в хорошем состоянии, с двигателем 1,7 литра. Машина готовилась целенаправленно к "Ладоге". Вся постройка заняла 69 дней. В общем, приложили - сняли, приложили - сняли. Главная идея все расходные и "проблемные" части должны быть вазовские, чтобы я, сидя в болоте, не думал, где и как мне доставать дефицитные запчасти. На "Ладоге" выявилось несколько "детских болезней". Например, при установке ГУР мы остались без ограничителей поворота. И в очередной колее я слишком вывернул колесо, ШРУС "заперся". Естественно, привод моментально сломался. И такая поломка была у нас трижды, все три раза - из-за слишком больших углов поворота колес. Теряешь осторожность, ловишь повернутым колесом березку, колесо выбивает из рук руль и поворачивает на слишком большой угол. Триал я уже прошел без всяких проблем. В общем, на бездорожье машина меня полностью устраивает. По крутящему моменту есть даже некоторый запас, и мне хочется установить 32-33-и колеса, за счет главных пар машина их нормально переварит. Сейчас задача научить машину чуть быстрее ездить по асфальту. 80 она сейчас едет спокойно, но чтобы ехать 90-100, нужна пятая передача. В планах - долечить "детские болезни", изменить конструкцию крепления раздатки, РПМ. Словом, идеи остаются те же, а вот исполнение их нуждается в совершенствовании. А вот двигателя в 1,7 литра машине вполне хватает. Зачем он нужен, мощный? Сцепление жечь? Я откатал "Ладогу", еще несколько соревнований, и все на одном и том же диске сцепления. А еще хочется поставить каркас безопасности, тормоза усовершенствовать - поставить назад дисковые. Вот тогда, может быть, я скажу, что автомобиль построен окончательно.

Неужели все так безнадежно? Кому как... Вот, например, Дмитрий Кондрашов из Зеленограда совершенно с этим не согласен! Мало того, он готов представить высокому суду вещественное доказательство - синюю "Ниву" по имени "Боевой Самопрыг - 2", подготовленную для трофи-рейдов и уже проверенную в болотах "Ладоги". Ну а раз так, то я, грешный, рискну примерить на себя мантию адвоката...

Нива

Итак, ваша честь, мы готовы приступить к рассмотрению вещественного доказательства. Эпизод первый - прочность. У нашего подзащитного, ваша честь, лонжероны по всей длине обварены тридцатимиллиметровым уголком, что, между прочим, серьезно увеличило их прочность. Да и буксирные проушины сделаны таким образом, что вся нагрузка передается лишь на продольные силовые элементы и риск оторвать заднюю панель полностью устранен. Ну а теперь, ваша честь, обратите внимание на колеса. Мой подзащитный обут в резину Cooper Discoverer SST размерности 31/10.5 R15 на легкосплавных дисках. Разумеется, для того, чтобы установить такую резину, пришлось провести сложную операцию по лифту подвески на 80 мм. И при этом, прошу обратить внимание, с какой выдумкой этот самый лифт был осуществлен! Чтобы сохранить геометрию передней подвески, под передние ветви лонжеронов снизу были подварены.. . еще одни лонжероны. Таким образом, все точки крепления рычагов подвески просто опустились на 80 мм. И никаких проблем с установкой сходразвала! Ну а сзади, оказалось, достаточно вварить проставки под пружины. Хотя схема подвески моста изменилась. К двум продольным рычагам, изготовленным с нуля и значительно более прочным, чем штатные, добавился еще один треугольный рычаг, крепящийся к корпусу редуктора через шаровую опору. Да вы сами взгляните на моего подзащитного, как бы это помягче сказать, снизу... Извините, ваша честь, я вовсе не пытаюсь проявить неуважение к суду, просто сделать это совершенно необходимо. Видите, все элементы трансмиссии защищены металлическими листами! Причем защита состоит из нескольких частей, каждую из которых можно снять отдельно (последнее здорово облегчает жизнь экипажу в случае полевого ремонта).

А теперь, ваша честь, я прошу объявить короткий перерыв - мы снимем защиту и продемонстрируем еще несколько интересных деталей устройства нашего подзащитного. Итак, ваша честь, мы готовы. Высокому суду, конечно же, известно о слабости крепления раздаточной коробки и редуктора переднего моста (это врожденная болезнь всех автомобилей "Нива"). Так вот, у нашего подзащитного раздатка закреплена на своеобразном подрамнике, состоящем из двух поперечных кронштейнов. Таким образом, количество точек крепления увеличилось с двух до четырех. Изменена и схема крепления редуктора переднего моста, теперь он не подвешен к двигателю, а закреплен к поперечной балке переднего моста через две пластины (проходящие под фланцами редуктора) и дополнительный Г-образный кронштейн. Это привело к тому, что теперь редуктор не дергается при каждом трогании с места.. .Хочу также обратить внимание высокого суда на то, что оторвать в грязи глушитель на этой машине абсолютно невозможно - прямо из-под капота он идет наверх, вдоль передней стойки и водостока крыши.

Нива

Ну а теперь я хочу попытаться снять обвинение в неумении ездить внатяг. Мой подзащитный умеет это делать, и умеет отлично! Для этого на нем установлены главные пары с передаточным отношением 5,37 и низовой распредвал. Ну а чтобы машина нормально рулилась, переползая через грязевые засады и болота, под капот был поселен гидроусилитель руля от Opel Omega. При этом насос гидроусилителя занял штатное место генератора, а последний переместился наверх, поближе к трамблеру. Кстати, такое расположение генератора предпочтительнее и с точки зрения преодоления бродов... Ну а в дополнение ко всему этому внедорожному арсеналу в обоих мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы: в переднем - червячный, а в заднем - дисковый. Кроме всего прочего, на моем подзащитном, разумеется, наличествуют и прочие атрибуты подготовленного к трофи автомобиля: шноркель, силовой обвес, питерская лебедка "Ролл-9000" и багажник с интегрированной "люстрой", дающей круговое освещение. Помимо всего этого у него имеется масса приспособлений, предназначенных для удобства экипажа. Например, под натянутые поперек капота резиновые жгуты можно засунуть рукавицы, буксирный трос, да мало ли что еще...

А теперь, с вашего позволения, я расскажу про то, как мой подзащитный ездит. Да, разумеется, ваша честь, я проверил это лично на триальной трассе в окрестностях Зеленограда - родины моего подзащитного. Но начнем с того, как он передвигается по асфальту. Уверенно, в общем-то, передвигается... По крайней мере его поведение практически ничем не отличается от поведения стандартной "Нивы". Разве что парковаться стало много проще - гидроусилитель есть гидроусилитель. А вот способность к быстрому передвижению мой подзащитный практически утратил - быстрее 80 километров в час он разгоняться не желает, а обороты двигателя при этой скорости составляют 4500 оборотов в минуту. Что делать, эту цену мой подзащитный заплатил за умение ездить внатяг. Вот если бы здесь стояла пятиступенчатая коробка, то острота этого вопроса несколько бы снялась. А так, "рожденный ползать - летать не может". Но зато с места трогается практически без подгазовки! И еще одно - в машине очень шумно! Салон-то "голый". "Нива" и так не самая тихая машина, но тут уровень шума начинает донимать даже самого нетребовательного к комфорту джипера.

На пересеченной местности наш подзащитный ведет себя более чем достойно. Все препятствия проходятся на второй пониженной передаче, ну а первая нужна, лишь когда хочется ехать совсем медленно... При этом машина легко штурмует крутые подъемы и очень неохотно вывешивается. База-то у нашего подзащитного короткая! Заднее колесо еще как-то можно вывесить - сказывается тот факт, что основной вес приходится на переднюю ось, а вот передние колеса машина приподнимать категорически отказывается. Мои слова подтверждает и второе место, завоеванное подзащитным на летнем триале в Зеленограде. А соперники, ваша честь, там были более чем серьезные! Кстати, пользуясь случаем, хочу сделать официальное признание... В своих попытках вывесить переднее колесо мы слегка перестарались. Раз за разом мы съезжали задним ходом по диагонали довольно крутого ската, и всегда происходило одно и то же: "Нива" до последнего момента цеплялась за грунт всеми четырьмя колесами. И когда в ходе очередной попытки мы зашли чуть покруче, переднее колесо неожиданно оторвалось почти на метр... и "Нива" завалилась на левый борт! Ну а поскольку дело происходило на склоне, то в следующую секунду она уже легла на спину! Вот, пожалуйста, ваша честь, взгляните на фотографии. Не правда ли впечатляет? Нет, не сам факт опрокидывания, а то, что, вернув подзащитного в нормальное положение, мы смогли продолжить следственный эксперимент! Что же до повреждений, то они оказались минимальными - треснувшее лобовое стекло и покореженная "люстра". Да масла в мотор добавить пришлось...

Нива

Нива

Нива

А вот проверить главную способность нашего подзащитного - преодолевать грязь и болотные хляби - толком не удалось. Что же делать, если многомесячная жара высушила все болотинки в окрестностях? Нет, мы все же нашли какой-то заболоченный бочажок. "Самопрыг" спокойно сполз в лужу, не менее спокойно ее переехал... и практически уткнулся бампером в берег. Но именно для таких случаев, ваша честь, на переднем бампере и смонтирована лебедка! Несколько минут - и машина на сухом берегу. Собственно, у нас и не было никаких сомнений - не зря же машина прошла "Ладогу", причем отнюдь не в категории "туризм".

Я заканчиваю свою речь и прошу высокий суд вынести справедливый вердикт: так ли уж непригодна "Нива" в качестве платформы для постройки спортивного автомобиля для трофи-рейдов?

Андрей СУДЬБИН

фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА

Источник: Club 4x4

Комментариев нет: