вторник

Генная инженерия

Ах, как бы хотелось селекционерам собирать своих домашних животных ну, к примеру, как... из элементов детского конструктора! Сделать, скажем, дойных коров с шерстью северного оленя, а затем наделить их лосиной способностью питаться еловой корой. Но, увы, при всех успехах современной генетики это пока еще невозможно. А вот сделать из своей машины что-то принципиально новое, используя изначально чуждые "части тела", напротив, вполне реально...

Дано: стандартный Jeep Wrangler с двигателем объемом 2,5 литра.

Требуется: с минимальными затратами сделать из него спортивный снаряд для спринтов и триалов.

Особые условия: можно использовать детали от любых автомобилей.

Разумеется, спортивной машине прежде всего нужен мощный двигатель. Причем мощный, так сказать, с запасом помощнее, с запасом и по мощности, и по моменту. Что ж, ставим восьмицилиндровый мотор от Grand Cherokee объемом 5,2 литра. Это, в свою очередь, естественно, сразу же требует замены коробки передач и раздатки. Их, не мудрствуя лукаво, тоже заимствуем у "большого индейца" (автоматически снимается проблема стыковки силового агрегата и трансмиссии) Саму же коробку перенастраиваем. Для чего по-новому изгибаем лопатки гидротрансформатора. Теперь переключения передач у нас будут происходить не на 1600, как в стандартном варианте, а на 2300 оборотах в минуту Устанавливаем, и тут же выясняется, что родного радиатора катастрофически не хватает, а радиатор от Grand Cherokee не вписывается по размерам. Пробуем установить от Toyota Land Cruiser. Все равно не лезет? Поднимаем кузов на проставках и впихиваем... Теперь берем раздатку (с постоянным полным приводом) и передние карданы от Cherokee. Раздатку разбираем, обрезаем вал, делаем новый фланец, а карданы укорачиваем. Далее принимаемся за мосты (почту и телеграф пусть берут революционные матросы). Передний оставляем родной, а вот задний ставим помощнее от того же.. правильно, Cherokee. He мелочимся и переделываем задние тормоза на дисковые от Grand же. Тут-то начинается самое хитрое - конструирование и настройка подвески. Задача поставлена непростая, нужно совместить, казалось бы, несовместимые требования: с одной стороны, необходимо обеспечить серьезные хода и максимальную артикуляцию, а с другой - подвеска должна быть очень энергоемкой, чтобы сохранить управляемость при движении на высоких скоростях. С рессорной подвеской добиться этого очень трудно. Поэтому - долой рессоры! А что взамен? И спереди, и сзади ставим пружины от Mercedes. Причем сзади, чтобы пружинам было на что опираться, ввариваем в раму дополнительную поперечную балку от... Toyota Land Cruiser (вместе с чашками). Нужны продольные рычаги? Нет проблем! А Mitsubishi Pajero нам на что? С рулевым механизмом все не так запутано. Тяги просто переносим вверх, а рулевую сошку ставим от фирменного лифт-кита. А чтобы "поросенок" рулевого редуктора не гулял и не выламывался, укрепляем его дополнительной растяжкой, причем в качестве хомута используем... шатун двигателя "412-го" "Москвича" с приваренной к нему тягой Панара. Сверху надеваем кузов. Не лезет? Ерунда, режем пол, выгибаем, варим. Так даже лучше -дополнительное ребро жесткости получилось.

Jeep Wrangler

Далее по уже привычной схеме... Обуваем полученного в результате монстра в шикарную (спасибо фирме "Процессор") грязевую резину DUNLOP MUD ROVER размерностью 35/12.5R15. Что, запаска начинает выламывать заднюю дверь? Не страшно. Конструируем специальный кронштейн из труб, естественно, поворотный, - а вдруг в багажник понадобится залезть! Ну вот, кажется, и все... Каких-то четыре года напряженной работы, ошибок, проб, поиска правильных инженерных решений и... уникальный спортивный автомобиль готов.

Но техника техникой, а теперь пора бы и посмотреть, на что способна выращенная столь нетрадиционным способом машина. Забираюсь в кабину. Именно забираюсь, поскольку слово "сажусь" явно не подходит. Ведь высота порога данного Jeep, как говаривал старшина Басков из фильма "А зори здесь тихие", "вам по пояс будет" Осматриваюсь Вроде все как обычно Спортивное назначение машины выдает лишь установленное штурманское оборудование - приемник GPS и Tvertrip (кстати, нестандартный, с зеленым свечением табло) Ну что, поехали? Короткий отрезок асфальта Мама дорогая, как же он лихо разгоняется! Всего несколько секунд - и на спидометре уже сотня (субъективно - секунд этих явно меньше десяти) Крутой поворот. . Здорово! Очень точный, острый руль и практически никаких кренов И это несмотря на то, что машина очень высокая (стоя на земле, до крыши едва достаешь рукой) ! Ну а еще чуть-чуть газку добавить? Сто сорок! Так, на такой скорости нужно чуть внимательнее, кажется, монстра начинает слегка "переставлять" на неровностях. Но тем не менее уверенно ехать по асфальту можно и с такой скоростью.' А это означает, что до места соревнования можно не только доехать своим ходом, но и еде дать это с комфортом и быстро. Все, пора тормозить - впереди замаячил знакомый поворот на грунтовку Снимаю ногу с педали газа и машина мгновенно замедляется, будто схваченная за задний бампер невидимой рукой. Что же, эффективность торможения двигателем на пять баллов. Вот они, лопатки гидротрансформатора с измененным углом атаки в действии.

Ну вот, прибыли Упражнение первое "статика". Пересечь наискосок бугор, канаву. Никаких проблем. Там, где машина с меньшими ходами подвески беспомощно повисла бы на двух расположенных по диагонали колесах, наш монстрик проходит, уверенно цепляясь за промерзший грунт всеми четырьмя. А для того, чтобы вывесить хотя бы одно колесо, приходится "уронить" его в глубоченную канаву, да и то отрыв заднего колеса оказался всего лишь несколько сантиметров. Даже не верится, что полчаса назад машина мчалась по асфальту, уверенно проходя скоростные повороты. Ну а теперь крутой, почти вертикальный подъем. Так, тут дела обстоят чуть хуже. В самый критический момент колесам не хватает сцепления с грунтом. Вот если б в заднем мосту стояла полноценная блокировка, а не дифференциал повышенного трения, то подъем был бы взят без проблем. А так приходится штурмовать высоту с разгона.

Jeep Wrangler

А вот со вторым упражнением - "плаванием в грязи", равно как и с его вариантом "то же самое, но в снегу", нам не повезло. Капризы мартовской погоды. Снег уже стаял, а грунт остался промерзшим. Но все свидетельствует о том, что и это испытание машина выдержала бы достойно (об этом говорит успешное выступление на прошлогодней "Ладоге" и других соревнованиях). Но все же "заточена" она под другое. Ее конек - короткие скоростные внедорожные трассы, или, как их еще называют, джип-спринты. Проверим, а что способен продукт генной инженерии.

Jeep Wrangler

Лучшего места для подобного испытания, чем трасса мотокросса, на верное, и не придумать. Пять Четыре Три Два Пошел! Да, не зря колдовали над подвеской в ярославском офф роуд центре, не зря перепробовали множество вариантов упругих элементов и амортизаторов! Энергоемкости вполне хватает для того, чтобы практически постоянно идти в излюбленном джиперском режиме "тапочка в пол". И при этом машина практически не козлит! Удивительно! Ведь, казалось бы, это генетический дефект всех короткобазников. Да, и ни одного пробоя подвески! Управляемость тоже выше всяких похвал. Нет опасных кренов, в крутых поворотах машина послушно входит в управляемый занос и так же послушно из него выходит.

 Jeep Wrangler

Трамплин, прыжок. Эх, тяжеловат мотор, чуть-чуть бы изменить развесовку! А так основной удар при приземлении приходится на переднюю ось. И все же чудо-джип остается на траектории. Ну а если скорости добавить? Вот теперь именно то, что надо: машина приземляется на все четыре колеса и буквально "прилипает" к трассе. Да, когда так прыгает заточенный под ралли-рейды боевой Раjеrо с зажатой подвеской - это эффектно, но привычно. А вот если это проделывает лифтованный трофи-монстр на тридцать пятой резине... Ну все, хорошенького понемножку. Возвращаемся на базу.

Александр Астахов и Сергей Михеев:

- Впервые этот Wrangler выехал на соревнования в 1997 году и совершенно неожиданно "привез" меня на третье место. После этого был сделан боди-лифт, установлены новые рессоры и 31-е колеса. Но уже тогда стало ясно, что для 2,5-литрового мотора - это предел. Были куплены мотор от Grand Cherokee объемом 5,2 литра и соответствующие коробка и раздатка. Пришлось здорово повозиться с электрикой. Но труды того стоили - сейчас все разъемы совмещены, все датчики работают и показывают все вполне правильно. Получился такой промежуточный вариант - с рессорной подвеской, на 31-х колесах, но с мощным 5,2-литровым мотором. Соревнования показали, что более тяжелый двигатель требует более энергоемкой подвески, - от не слишком сильного удара передняя рессора буквально завернулась. Там в качестве пробного варианта были впереди поставлены "патрулевские" пружины и "паджеровские" рычаги, а сзади - рессоры перекинуты поверх моста. В таком виде машина уехала на "Ладогу". Ехали мы тогда неудачно, коробка подвела, но подвеска выдержала испытание. Вот после этого и началось серьезное строительство. Была куплена новая рама, машину разобрали полностью, до нуля. Подобраны подходящие кронштейны, рычаги, амортизаторы. Поставленные сзади пружины ОМЕ оказались не слишком подходящими по геометрии, но на этих пружинах мы вполне успешно прошли прошлогоднюю "Ладогу" и даже заняли первое место в спортивном зачете. Какие планируются дальнейшие улучшения? Прежде всего мелкая доводка и настройка подвески - высоковата машина получилась. А вообще когда машину строишь, то совершенно не думаешь о том, что получится что-то выдающееся. Ковыряешься с железками, радуешься, когда получается, огорчаешься, если не получается. И о грядущих победах в соревнованиях даже мыслей нет. И только потом начинаешь понимать, что получилось красиво и правильно.

И что же получилось в итоге? А в итоге получился очень интересный и перспективный автомобиль, в котором детали самых разных внедорожников (и не только внедорожников!) силой рук человеческих были сплавлены во вполне гармоничное целое. У генной инженерии есть еще один немаловажный плюс. Отказ от применения фирменных тюнинговых комплектов положительно повлиял на повышение ремонтопригодности конечного продукта. Представьте, что во время гонки ломается рычаг подвески. Если это нестандартная деталь, то соревнования для вас скорее всего закончились надолго. Да и доковыляв до родного гаража, вам придется ждать, пока не будет изготовлен или прислан из-за границы новый. В нашем же случае все несколько проще - поехал на разборку по соответствующей марке. Причем это касается всех использованных при постройке машины компонентов. И вообще приходится только поражаться тому, сколько выдумки было проявлено. Испытания подвески, например, проходили так. Стоит рама с мостами, собираются десяток мужиков, распределяются роли: "Вы четверо будете мотором, ты коробкой, а ты - бензобаком", все разбираются по местам и по команде начинают прыгать. Представляете картину - "каравай, каравай, кого хочешь выбирай". Смешно, но эффективно. Да и результат налицо. А в том, что уникальный Jeep Wrangler - Mercedes - Land Cruiser - Раjеrо еще не раз привезет своих пилотов на высшие ступени пьедесталов почета, я не сомневаюсь.

Андрей СУДЬБИН

фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА

Источник: Club 4x4

Комментариев нет: