После того как наш Daihatsu Rocky в ходе 24-часового Черноголовского трофи-рейда непостижимым образом вскарабкался на почетную вторую ступеньку в классе стандартных автомобилей... мы с Ильдаром приняли совершенно логичное решение - МАШИНУ НУЖНО ДЕЛАТЬ...
Для начала требовалось понять, что мы хотим получить на выходе. И только соизмерив "понятое" с собственными материальными возможностями и предпосылками имеющейся в нашем распоряжении конструкции, преступать к воплощению задуманного в металле, резине, пластмассе, ткани, дереве и так далее. А поскольку Rocky, изначально обладая достаточно приличной проходимостью, совершенно не располагал к скоростным гонкам, то перспектива перерождения данного представителя японского "джипостроения" в чисто трофический автомобиль была совершенно отчетлива.
Несколько слов о плюсах и минусах стандартного "полуфабриката", обещавшего по истечении некоторого срока переродиться в "боевого" красавца. Сначала о хорошем. Неплохая геометрическая проходимость, прочная рамная конструкция, жестко подключаемый передний мост, зависимая рессорная подвеска (обладающая при этом приличными ходами) вкупе с более чем скромными геометрическими размерами и небольшим весом машины позволяли надеяться на лучшее. Но более всего, как бы это ни казалось странным, радовала узкая колея машины! Она совершенно "не стыковалась" с одноименными дорожными образованиями. Теперь о минусах. Они, конечно же, имели место (иначе зачем было затевать весь этот дорогостоящий огород), но во-первых, их было не так уж и много, а во-вторых помните, "наши достоинства - это продолжение наших недостатков" (или наоборот?). К последним я бы опять-таки отнес вышеупомянутую "узкую колею" (кому же охота валяться на боку?), слабый карбюраторный двигатель объемом 2,2 литра, свободные межколесные дифференциалы и полное отсутствие запчастей, в том числе и "расходных". В принципе не так уж и безнадежно... тем более что альтернативного варианта не предвиделось.
Тут надо заметить, что человек, которому и предстояло фактически осуществить вышеозначенное перевоплощение, подошел к делу столь "полноприводно", что Rocky начал "взрослеть" с прямо-таки пугающей быстротой... И вот уже изогнувшиеся тугим луком усиленные рессоры вцепились стремянками в обваренные толстыми косынками балки мостов, а лишившийся декоративных подножек кузов приподнялся над рамой на специально выточенных проставках. В сумме с "подправленными" болгаркой колесными арками и дисками с увеличенным вылетом это позволило переобуть малыша во вполне взрослые калоши BFGoodrich размером 33х12,5 R 15. Далее были установлены бампера из толстостенных труб, причем передний с площадкой под лебедку. Последняя не заставила себя долго ждать, и вскоре видавший виды Super Winch 6000 уже внушал некоторую уверенность в завтрашнем дне. Были выполнены работы по защите от повреждения рулевых тяг. Генератор, установленный в стандарте чуть ли не на уровне масляного поддона двигателя, переполз повыше и превратился во влагозащищенный "нивовский", двигатель задышал через водолазную (она же пластиковая канализационная) трубку шноркеля, два электровентилятора с возможностью принудительного отключения (на случаи бродов) сменили механический штатный, а 35-амперный аккумулятор раздался до удобоваримых 70 ампер.
Работа кипела, и мощная струя пара, обычно сопровождающая этот процесс, выдула из уютного салона Daihatsu ковры, шумоизоляционную обивку, заднее сиденье внеся как альтернативу трубчатый каркас безопасности, Hi-Lift, запасное колесо, лопаты, веревки, тросы…
На исходе второго месяца со дня начала работ нас пригласили пройти внутрь помещения, где был торжественно провозглашен тезис о полной готовности "Лунохода" к натурным испытаниям!
Где? Вопрос стоял достаточно остро. Уж больно не хотелось ползать по густонаселенным окрестностям в поисках более или менее подходящей "засады", с тем чтобы утонуть в объятиях первой встречной лужи. Решение пришло неожиданно. Раз свою спортивную карьеру "Луноход", простите тогда еще Daihatsu начал в дремучих черноголовских лесах, то и приемочные испытания следует проводить… правильно, но только на тех "взрослых" трассах, что были закрыты для стандартных автомобилей. Особенно притягивала так называемая "девятая". Машины, которые в ходе соревнований смогли преодолеть расположенный на ней заболоченный участок, можно было пересчитать буквально по пальцам, а их экипажи еще долго потом стращали народ рассказами об ужасе торфяных болот…
Солнечное субботнее утро. По Щелковскому шоссе в направлении области неспешно двигаются два автомобиля. Вышеупомянутый "Луноход" с его бессменным пилотом Ильдаром Суниятулиным да вашим покорным слугой, обзаведшимся скверной привычкой читать маршрутные легенды исключительно через видоискатель фотоаппарата, и Wrangler Андрея Сосульникова, в котором, собственно, и расположился центр управления испытаниями в лице главного конструктора "Луноход-проекта" Игоря Козлова.
Ну вот мы и на месте. Радушная встреча, короткое приветствие председателя Черноголовского "Off-клуба" Сан Саныча Трушникова, пожелание счастливого пути, рекомендации по поводу теплой одежды ("Ночи-то холодные!") и обещание в случае чего по возможности быстро выдвинуться в указанный район.
Трасса. Наша группа, приросшая парой местных "УАЗов", принялась бодро разматывать первые километры "девятки", которая, несмотря на отсутствие дождей, оказалась достаточно затопленной. Но как бы там ни было, шли хорошо, я бы даже сказал, весело. Что в принципе и неудивительно, ведь "девятая" практически полностью накладывалась на уже знакомые нам трассы стандартных автомобилей, а вся ее сложность состояла в отходящей в сторону шестикилометровой петле, до начала которой оставалось еще около 17 километров. Но даже здесь, на относительно простых "грязях", начала ощутимо сказываться подготовленность "Лунохода", и там, где "УАЗы", а особенно низко посаженный Wrangler с его зажатой под скоростные соревнования подвеской, пролетали только ходом по строго намеченной траектории, наша машина позволяла просто ехать вперед. Пока не доставляла особых хлопот и потенциально низкая устойчивость, а из серьезных недостатков можно было отметить лишь некоторую нехватку крутящего момента (даже в безобидных условиях приходилось частенько прибегать к первой пониженной).
Но вот и первая серьезная преграда - сильно заболоченный берег лесной речушки, обозначенной в легенде коротенькой надписью "брод". Тут-то все и началось... Игорь демонстративно засунул ноги в огромные резиновые "ползунки" с маленькими бретельками и, смачно чмокая жирной коричневой жижей, уполз разведывать внутриболотные проходы. А когда он вернулся, то по его довольному лицу все поняли - легких путей не ожидается...
Первым выдвинулся в топь Сосульников. И хотя Wrangler (в данном варианте подготовки) оказался совершенно неспособен к самостоятельному передвижению, тянуться "на лебедке" у него получалось неплохо, и спустя пару часов Jeep уже стоял на противоположном берегу. Свою положительную роль здесь сыграл тот факт, что данный Wrangler был оборудован 2,5-литровым мотором, который не только раза в полтора легче 4-литровой "шестерки", но и имеет заметное смещение назад. Тем самым значительно разгружается передок машины и снижается пагубная тяга к самозакапыванию.
Далее "УАЗы"... А вот с ними-то была беда. Мало того, что стандартные диагональные покрышки, похожие на фрезы, столь уверенно цеплявшиеся за грунт в глинистых колеях, практически сразу стали погружаться в болотную пучину, следом за ними отправились рамы, бампера и прочие увесистые составляющие металлических организмов... В конечном итоге даже усиленная тремя блоками лебедка оказалась бессильна. Она пару раз хрюкнула и умерла...
Наступила ночь. Темень над болотом стояла несусветная. Но то здесь, то там вспыхивали огни, какие-то люди волокли длинные веревки, затем взвывали моторы и к подслеповатым звездам неслись торжествующие крики разочарования... да утробное бульканье выхлопных труб. Поэзия! Что же до прозы, то, когда при попытке в очередной раз выдернуть "УАЗ" распался на части корпус "луноходного" Winch и наша боевая колонна окончательно приобрела тяговую формулу 4х1 (одна лебедка на четыре машины), стало ясно, что для полного восстановления мобильности нужно вызывать "Дитриха", до прихода которого "Луноходу" не помешало бы перебраться на противоположный берег реки, где горел костер и жарился шашлык.
"Дитрих" - он же полноприводный ГАЗ-63, он же "техничка" Черноголовского "Off-клуба" - отличался добрым покладистым характером, камуфляжной раскраской и мощной механической лебедкой, смонтированной на столообразной плите переднего бампера. Вскоре по прибытии этот внедорожный монстр успешно переправил "УАЗы", а затем, став во главе нашей "испытательной" колонны, двинулся в направлении следующего болота, где, легкомысленно применив тактику "связанных одной цепью", поджег себе сцепление, порвал все троса и, доведя опутанных ведомых до состояния абсолютной недвижимости, прихрамывая, ретировался в Черноголовку, предварительно пообещав вернуться.
Подмораживало. Переходя речку по переброшенному бревну и обнаружив, что оно сильно обледенело, я поскользнулся и упал в воду. Вымок. Забрался в "Луноход" подсушиться уснул. А утром узнал, что, пока я бездарнейшим образом спал, стоявший последним Андрей Сосульников ("Дитрих" не успел втащить его Jeep в топь), неугомонный Игорь Козлов и Ильдар Суниятулин, совершив джиперский подвиг под покровом темноты, перетащили Wrangler на единственно уцелевшей лебедке через реку, аккурат у того самого бревна. Между прочим, "Луноход" на следующий день повторил этот путь без посторонней помощи, легко пройдя по топи на стравленных до 0,5 атмосфер колесах и переправившись по сооруженному наспех бревенчатому накату. Так что к тому моменту, когда взамен окончательно доломанному "Дитриху" к месту "посадки" пробился Range Rover Трушникова, две машины из четырех были готовы к самостоятельному передвижению.
Подводя некоторые итоги, необходимо заметить, что, хотя на преодоление "девятой" фактически ушло более 30 часов, "Луноход" реально мог уложиться за 3-4, что совсем неплохо. Конечно, машина еще нуждается в доводке. Есть мысли по снижению веса, неплохо бы было поэкспериментировать с передаточным отношением мостов (уж слишком часто в салоне пахнет горящим сцеплением), а может, и вовсе сменить их на "уазовские" с блокировками. Работы непочатый край, но начало положено. Ведь для того, чтобы МАШИНА состоялась, ее важно не только грамотно подготовить, но и правильно испытать. А это, согласись, дело непростое ..
Андрей КУПРИН
Фото автора
Источник: Club 4x4
Комментариев нет:
Отправить комментарий